Экскурсия по музею
Экспозиции школьного музея. 2016 год.
Экспонаты школьного музея
Приборы для освещения
Лампа настольная
Фонари для освещения на улице
Фонари шахтёрские
Предметы быта
Короб для хранения испечённого в русской печи хлеба. Подарок музею от Зашихиной Валентины Матвеевны, ветерана педагогического труда
Пестерь - предмет для переноса вещей, продуктов, напоминает рюкзак
Вид с боку
Бурак для хранения жидких веществ (молока, кваса)
Чаруша для придания хлебу круглой формы
Детский рожок для кормления грудных детей. Найден в результате похода в деревне Боровляне.
"Красный угол" в русской избе
Стол с предметами быта
Самовар
Корчага для хранения кваса или молока
Корчага
Чугуны для приготовления пищи в русской печи
Ухваты для держания чугунов при их постановке в печь и доставании из печи
Коромысло для переноски вёдер с водой
Кочерга для мешания углей и дров в печи
Мутовка для перемешивания теста или взбивания сметаны
Лопата хлебная для посадки в печь и доставания хлеба из печи
Сильница для просеивания муки и замешивания теста
Сильница
Сумка берестяная для переноса вещей
Берестяная сумка
Самый ценный экспонат музея - наградная папка Героя Советского Союза Банникова Бориса Фёдоровича
Не каждому выпадет такая возможность не просто увидеть, но и подержать в руках этот важный документ. Не каждому участнику войны присваивали такое высокое звание. Всего 5 богородчан из 198 защитников Родины из Кировской области имеют звание Героя Советского Союза. Оно присваивается за выдающиеся заслуги, героизм и мужество, проявленные в боях. Геройский подвиг совершил Борис Федорович при форсировании реки Днепр. Как мы узнали позднее, он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, обеспечив прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр. Мы гордимся подвигом своего земляка и тем, что его родственники доверили нашему музею такой экспонат.
Интересна история находки. Учащиеся нашей школы ходили в многодневный поход по Богородскому району. Путь лежал через деревню Таранки – родину Банникова Бориса Федоровича. Ребята знали, что была жива его сестра, к ней они и решили зайти. В ходе беседы выяснилось, что у неё хранятся очень важные документы, рассказывающие о подвиге её брата: Грамота Президиума Верховного Совета за подписью председателя Президиума Н. Шверника и письмо из Белорусского Государственного музея истории Великой Отечественной войны. Но самым главным документом была наградная папка Героя Советского Союза. Его сестра была уже в преклонном возрасте и решила передать эти документы в Ошланскую школу. Может быть, потому, что Борис Фёдорович учился в ней.
Записала Котомцева Ольга
Валёк для стирки белья
23 ноября 2013 года состоялось открытие новой музейной комнаты.
Интерьер крестьянской избы
Экспозиция "Они защищали Родину"
Экспозиции, посвящённые истории школы и села
Уголок детской организации
Рекреация школы. Выставка работ Кировского художника Андрея Широкова, подаренная школе.
Экспозиция работ фотохудожника, выпускника школы С. Шаклеина, подаренная школе
Наш музей ежегодно пополняется исследовательскими работами по истории роного края
Публикуем некоторые материалы из работ учащихся
Судьба учительницы Утробиной серафимы Всеволодовны
(Автор: Котомцева Ольга Станиславовна, материалы предоставлены правнучкой Серафимы Всеволодовны Анненковой Вероникой Владимировной)
Биография Утробиной С.В.
Утробина Серафима Всеволодовна родилась в селе Богородское в 1899 г. в семье священника - настоятеля Вознесенского Храма протоиерея о. Всеволода Матвеевича Кострова. В семье было 18 детей, но в живых осталось только 6: Мария, Александр, Николай, Алексей, Георгий, Серафима была младшей.
В юности Серафима Всеволодовна мечтала стать народным учителем. Она поступила в Вятское епархиальное женском училище, в котором девушки получали среднее образование. Эти учебные заведения находились в ведении Священного Синода, и в них царил довольно строгий режим: например, выходить в город девушки могли только по двое и под присмотром надзирательницы.
В 1916 году окончила Епархиальное училище, и ей было присвоено звание педагога. После окончания училища направили учителем в родные края, то есть в Богородское. Сначала она преподавала в начальных классах.
В 1921 году против воли родителей она вышла замуж за местного жителя, страхового агента Михаила Викентьевича Утробина. Серафима Всеволодовна Кострова и Михаил Викентьевич Утробин тайно обвенчались. Обряд совершил Иван Рудин - священник и муж старшей сестры Марии Костровой. Михаил Викентьевич Утробин носил лишь отчество, но не фамилию своего отца. Его мать Татьяна Тимофеевна находилась в услужении у господ Казениных в Вятке, работала прачкой. Викентий Казенин был крупным купцом по тканям, его дочь Маргарита росла в роскоши и достатке. А незаконнорожденный сын Михаил вынужден был просить милостыню вместе со своим старым дедом Тимофеем Лазаревичем, который занимался воспитанием мальчика. В приданое Серафиме был отдан комод, старинный клавесин и швейная машинка "Зингер". Другого приданного они не получили, поэтому Утробиным пришлось брать ссуду и строить небольшой домик на углу улиц Советской и Ярославской, который простоял до 1950 года, затем его перестроили, дом стоит и поныне.
У Михаила и Серафимы родились две девочки Ариадна (1922 г.р.) и Муза (1924 г.р.), горячо любимые дочери. Старшая дочь Ариадна – выпускница Молотовского мединститута, врач – бактериолог, жила в г. Малмыже Кировской области, проработала в системе здравоохранения 35 лет. Младшая дочь Муза Михайловна закончила Ленинградскую лесотехническую академию, работала преподавателем лесотехнического техникума г. Петрозаводска. Похоронена на Сулажгорском кладбище г. Петрозаводска в 2007 году.
Чтобы помочь сестре Марии, на все лето Серафима Всеволодовна (тогда учительствовала в селе Богородское) забирала к себе свою племянницу Елену (Ивановну), которая бегала смотреть на дедушкин дом, интересовалась альбомом с фотографиями и старинными вещами в семье Утробиных. С дядей – Михаилом Викентьевичем (мужем Серафимы) ходили в лес за грибами и ягодами. Он преподавал предмет «Сельхозмашины», очень любил природу и занимался живописью. Но серафима Всеволодовна каждый раз напоминала: «Если вас спросят, чьи вы дети, то отвечайте - Георгия Всеволодовича, а не Марии Всеволодовны, потому что у вашей мамы муж в тюрьме» (воспоминания племянницы Елены Ивановны Хлыбовой)[3.2].
В 1937 г. Серафима Всеволодовна экстерном сдала экзамены в Кировский государственный учительский институт имени В.И. Ленина на факультет русского языка и литературы и в 1941 году окончила его по специальности «Литератор». В 1954 – 1955 годах работала учителем русского языка в 5 – 7 классах Богородской средней школы[1.2.]. В документах Богородского районного архива и архива Кировского областного отдела народного образования за 1955 год указано, что Утробина С.В. по образованию имела второй разряд и недельная педагогическая нагрузка составляла 12 - 22 часа, а заработная плата – от 508 рублей 56 копеек до 982 рублей 42 копеек в месяц. Кроме того, она была классным руководителем.
Учителем Серафима Всеволодовна работала 38 лет. Всю жизнь она преподавала в средней школе в селе Богородское и в близлежащих деревнях.
Семья Утробиных в 1930-е годы тоже подверглась гонениям. В годы «ежовщины» был арестован Михаил Викентьевич. Их дочери Ариадна и Муза жили в постоянном страхе.
Утробины почти всю свою жизнь прожили в селе Богородское, воспитывая детей и внуков, и лишь в преклонном возрасте из-за пошатнувшегося здоровья вынуждены были перебраться в г. Малмыж к старшей дочери Ариадне.
Михаил Викентьевич Утробин умер в возрасте 70 лет в 1969 году. Серафима Всеволодовна дожила до правнуков и скончалась в 1974 году от кровоизлияния в мозг. Супруги похоронены вместе, на городском кладбище города Малмыжа.
Таким образом, Серафима Всеволодовна прошла нелёгкий жизненный путь. Её детство и юность прошли в селе Богородское в благополучной и уважаемой семье священника, которая знала достаток и была высококультурна. После революции и гонений на церковь в 1920-е годы ее судьба была полна тревог и переживаний за судьбу своих близких людей.
Девичий альбом епархиалки Симы Костровой
В возрасте 14 лет, незадолго до окончания полного курса Вятского Епархиального училища Серафима Кострова начала заполнять альбом, который содержит дружеские пожелания, написанные от всей души «на добрую память милой Симочке» (отзыв правнучки Анненковой В.В.).
В альбоме 87 стихов, в том числе 13 песен: вальсов, романсов с нотами. Альбом открывает стих «Сон черницы» на религиозную тему. Это характерно для Симы, так как она выросла в семье священника. Записана песня, романс «На заре, по воде», которую, по воспоминаниям, любила исполнять двоюродная сестра Серафимы Тина Кострова. Песен в альбоме не много, больше романсов: «Меня ты вовсе не любила», «Чайка», «Очи чёрные», «Тоскует птичка одиноко», «Я измучен долгим страданием», два вальса: «Любовь», «Помнишь ли милая?» и цыганский романс «Жажду свиданья, жажду лобзанья».
В альбоме много стихов русских классиков Надсона и Розенгейма и поэтов, которые теперь мало известны или совсем забыты. Есть и немного стихов А.С. Пушкина, например, «Что в имени тебе моём?»
Анненкова Вероника Владимировна отмечает, что, наверное, в этой девушке строгих правил было что-то чистое, неземное. Её сердце жаждало любви, но любви, освящённой браком, искренней и глубокой. Девушки ждали того единственного, желанного, который будет с ними честен в любви.
…Что ты жадно глядишь на дорогу,
В стороне от весёлых подруг?
Знать забило сердечко тревогу, Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг
Красной нитью проходит в альбоме любовная тема, а с ней тоска, сердечные переживания, страдания, лирические томления, мучения и смятение духа:
Пора пройдёт в могильном сне
Замолкнут все мои печали.
И на вопрос люблю ли я,
Я промолчу, как вы молчали…
В противовес теме тихого счастья мирного времени встаёт жестокая, военная тема: «Друзья, товарищи простите…», «Ты уймись кручинушка, смолкните страдания», «Умер бедняга» (народная песня):
Умер бедняга, в больнице военной,
Долго, родимый лежал,
Эту солдатскую жизнь постепенно
Тяжкий недуг доканал…
«За суровым окошком больницы»:
За суровым окошком больницы
Люди любят, смеются, грешат
На руках ясноокой сестрицы
Тяжело умирает солдат…
Мировая война и последующая революция раскидали родных и знакомых Серафимы Всеволодовны. Жизнь превратилась в борьбу за выживание, так как в 1918г. начался голод. Записей, датированных 1918 г. в альбоме нет...
К послереволюционному периоду относятся стихи, передающие тоску, безысходность, предчувствие и характерные для предыдущей эпохи стихи о свободолюбии.
Жизнь уходит в какую-то бездну,
Дни за днями идут чередой
Радость, горе, надежды и слёзы
Унося безвозвратно с собой…
Как пишет правнучка Анненкова В.В., и уж совсем из разряда подпольной литературы – произведения, аллегорические стихи на религиозную тему. В альбоме есть стихи, о том, что мило сердцу верующего человека: о вестнике Ангеле, о духовом томлении, о церковном благовесте, о чистой, святой вере, о священном Евангелии:
В глубокой и тесной лощине,
Прижавшись к земным горам
Стоят вековые святыни
И вновь воздвигнутый храм
С дружиной, закованной в латы,
С семейством нарядным своим
Приехал боярин богатый
Мощам поклониться святым
После окончания епархиального училища, после возвращения в с.Богородское регулярные альбомные записи прекратились. Уже в 1920-е годы Кострова Серафима продолжила вести рукописный альбом: всего 7 стихов на период 1920-1925годов. Последние по времени стихи в альбоме помечены 1925 годом. Это последняя дата альбома.
Есть стихи, написанные не рукой Серафимы Костровой, а подаренные ей. Много стихов записано без указания автора.
Украшением альбома являются 9 рисунков: 5 карандашных и 4 акварельных (большинство из которых нарисовано подругой Лизой Емельяновой).
Удивительно, как альбом был сохранён – ведь в то время всё, что было связано с религией, находилось под запретом. Репрессии коснулись и семьи Костровых – арестован муж сестры Марии – отец Иоанн; в доме бесконечные обыски, по подозрению задержан и муж Серафимы Всеволодовны – Михаил Викентьевич.
Ведение такого альбома говорит о том, что это была грамотная, умная, впечатлительная, любящая поэзию душевная девушка, судьба которой была неразделима и с судьбой России. События Российской истории нашли отражение в её юношеском альбоме.
Род Костровых
Род Костровых – известный в Вятке род священников. Он известен от Матвея Петровича Кострова, который служил дьяконом в селе Кырчаны в конце 19 века и был женат на Марии Андреевне. Вместе с мужем они имели четверых детей: Всеволод, Иван, Василий, Павел (умер маленьким) и дочь Александра (в замужестве Зубарева Александра Матфеевна – крестная Мани (Марии Всеволодовны) Костровой. Три сына Матфея Кострова: Всеволод Богородский, Иоанн Васильевский и Василий Верхосунский пошли по стопам отца и посвятили свою жизнь служению Богу.
В семье отца Кострова Василия Матвеевича(Верхосунского) воспитали 9 детей из 13 оставшихся в живых. Жена Василия - Мария Николаевна Кострова (Полянская) была награждена Орденом Материнской Славы II степени.
Костров Иван Матвеевич(Васильевский) происходил из семьи священнослужителей и был благочинным, уважаемым всеми священником. Он умер в 1904 году, когда его младшему сыну Николаю было всего 3 года. Жена отца Иоанна – Александра Андреевна Двинянинова (двоюродная сестра известных художников Васнецовых) прожила дольше мужа, была спокойная, добрая, справедливая, сумела вырастить всех детей. У Костровых была большая интеллигентная дружная семья, где выросло 6 ребят – три брата, три сестры: Алексей, Леонид, Николай, Антонина, Мария, Екатерина, Павел (умер маленький). Все их дети получили прекрасное образование. Старший сын Алексей окончил университет в Варшаве, позже работал преподавателем Уфимской гимназии. Алексей был очень дружен с сестрой Марией. Средний сын Николай (1901-1996) окончил Нолинское духовное училище, Вятскую духовную семинарию, Казанский университет, Петроградскую Академию Художеств (Всесоюзного художественно-технического института) и стал известным художником. Мария Кострова в 1930е годы была актриса в Уржуме (её муж Полянский Н.Н. был родным братом матери её двоюродного брата Кострова Александра Васильевича – Марии Николаевны Костровой (двойное родство с Полянскими). Антонине Костровой было 20 лет, когда умер отец (1904 год). После окончания епархиального училища работала в селе Васильевское, была выдающейся учительницей. В Советское время её приглашали на съезды. Но большой её страстью был церковный хор, поэтому вынуждена была уволиться из школы. Работала счетоводом-бухгалтером. В преклонные годы уехала в Казань к Марии и там умерла. Катерина (умерла рано), у неё был красивый голос, как у сестры Марии Ивановны Васильевской.
Всеволод Матвеевич Костров (Богородский) родился 24 февраля 1852 года. С 1899 года Всеволод Матвеевич состоял членом – сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества. За благополучное служение своей должности был неоднократно награждён со стороны Святейшего Синода. В возрасте 26 лет он женился на 18-летней Александре Васильевне Трониной – дочери дьякона Вознесенской церкви с. Талокчючинское (Богородское). Свадьба состоялась 15 октября. Александра Васильевна родила 18 детей, в живых осталось только 6. Всем им родители дали прекрасное образование. В этой семье и родилась в 1899 году Серафима. Костровы жили в селе Богородское (1861 – 1934) напротив церкви, в большом 2-х этажном особняке с мезонином, который был национализирован после революции, позже в нём находилась больница. Этот дом сгорел и до наших дней не уцелел. В доме часто останавливались прихожане, странники - богомольцы, двери его всегда были открыты для доброго человека. Всеволод Матвеевич одновременно со своими непосредственными обязанностями священника являлся законоучителем в школах: с октября 1886 по май 1908 г. – заведующим и законоучителем одноклассной Богородской церковно-приходском и 2-х классной Вогульской школы грамоты, с 1913 года работал законоучителем в Больше - Трубицинской школе. В 1929 году Всеволод вынужден был переехать к сыну Александру в г. Халтурин. Мария Всеволодовна Кострова (1896-1973), старшая и самая любимая дочь, вышла замуж с родительского благословления за молодого священника Ивана Рудина, который в годы Советской власти был репрессирован и сослан на строительство Беломорканала, где и погиб. Был посмертно реабилитирован в 1989 году. Мария с четырьмя маленькими детьми вынуждена была скитаться по чужим углам и влачить нищенское существование до конца своих дней. Александр Всеволодович учился в Вятской Духовной семинарии, но по какой – то причине не закончил обучение, уехал в Казанский университет и стал ветеринарным врачом. Был очень общительным и добрым человеком, увлекался охотой и рыбалкой. Работал в Халтуринском районе ветеринарным врачом. Однажды там случился падёж скота. Так как Александр Всеволодович был сыном священника, то ему приписали вредительство и посадили в тюрьму. Сидел где-то за Зуевкой. Потом узнали, что он ветврач, и стали посылать на вызовы. Машин не было, и он ездил на лошади. Однажды, когда он ставил ногу в стремя, упал, не успев закинуть вторую. Он умер от разрыва сердца. Очень любил свою племянницу Елену Ивановну Хлыбову (дочь Марии Всеволодовны), которая вспоминала, что «дядя Саня» часто привозил ей из поездок игрушки. Костровы Богородские были грамотными, читающими, музыкальными людьми.
Род Костровых был многочисленным, известным вятским родом священников. Все были грамотными, умными, одарёнными, добрыми и внимательными людьми. У всех были большие семьи. Имели двойное родство с известными художниками Васнецовыми.
Отношение к людям, труду и награды учительницы
По воспоминаниям ученицы, а в дальнейшем подруги Серафимы Всеволодовны Зориной Р.И., «всё, что можно сказать хорошее, это про неё». Она была очень ответственной, умной женщиной. В зрелом возрасте у неё было немного подруг, потому что была поповской дочерью. Когда она была на пенсии и жила в Богородском, дружила с учительницей биологии Братухиной Александрой Устиновной, учительницей начальных классов Кузьминых Алевтиной Сергеевной и учительницей русского языка и литературы Зориной Раисой Александровной.
В пенсионном возрасте воспитывала внука Виктора, (у её дочери была двойня, и одного ребёнка воспитывала бабушка). Серафима Всеволодовна часто приходила в школу, интересовалась успехами внука. А когда бывала у Зориной Р.И., всегда спрашивала, как он написал сочинение или диктант и обязательно интересовалась тем, какое дальше будет сочинение, чтобы подготовить Виктора к его написанию.
Всю свою жизнь отдала она обучению и воспитанию детей. Она преподавала русский язык и литературу не только в Богородской школе, но и в отдалённых деревнях, куда приходилось добираться пешком за много километров. Это было ей наказанием за то, что была «поповской породы», «чуждый классовый элемент». Её дочь Ариадна Михайловна вспоминала, как тяжело приходилось её маме выносить людские упрёки за то, что она дочь священника.
Как учитель, она была спокойная, уравновешенная, прекрасно владела словом, рассказывала так, что ученики боялись пропустить ею сказанные слова. Была добрая, понимала учеников, потому что знала не только их родителей, но и бабушек, дедушек. Каждому школьнику находила что сказать. Серафима Всеволодовна Утробина была строгая, требовательная учительница. Ученики уважали, любили её. Её авторитет был для них непреклонен. Она не только учила детей уму-разуму, но и воспитывала в духе любви к Родине, родному краю, прививала трудовые навыки, добросовестное отношение к труду, высокие нравственные качества (по записям правнучки Анненковой В.В.). Воспитывала не только в школе на уроках, но и всей своей трудовой жизнью.
В педагогическом коллективе её уважали за знания, простоту, умение сказать нужное слово в трудный момент. Была одарённая. «Это учитель от Бога. Когда мы изучали на её уроках «Капитанскую дочку», я решила стать учителем», - вспоминает Р.И. Зорина.
За безупречный добросовестный труд, отличные результаты в обучении и воспитании детей 6 ноября 1946 г. Серафима Всеволодовна награждена медалью "За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.» (медаль хранится в семье Анненковой Вероники Владимировны).
1 сентября 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом «Знак почёта» (орден хранится в семье Анненковой В.В.)
Юные исследователи:
Навалихина Александра написала работу "История создания и развития Ошланского Дома быта"
Щелчкова Марина обощила материал и написала работу по теме "Рекрутская обрядность в Богородском районе"
Чижов Николай написал работы: "Тернистый путь священника Петра Синайского", "Ошланская Троицкая церковь (комплексное описание)"
Чирков Николай написал работы: "Богородский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", "История Ошланского детского дома",
"Ошланская школа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", "Какой он, современный сельский учитель?"
Котомцева Ольга представила исследование по теме "Судьба учительницы Утробиной Серафимы Всеволодовны" об очеь интересном человеке с трудной судьбой, жене Богородского художника Михаила Утробина, дочери священника из известного на Вятке рода Костровых. Наибольший интерес автора вызвал девичий альбом епархиалки Симы Костровой.
Ашихмина Валерия - работы по темам: "Какое оно, детство разных поколений? (на примере семьи автора)" и "История создания и развития Ошланской школы в 1869-1917 годах"
Софоян Маргарита - "Символы Кировской области и города Кирова"
Софоян Злла - "Профессии села - какие они?"
Экспозиции школьного музея
1. История Ошланской школы.
2. История села Ошлань.
3. Орудия труда и предметы быта жителей Ошланского поселения.
4. Они защищали Родину.
5. Знаменитые люди родного края.
Втематические выставки, организованные в школе в кабинете истории.
Выставка "Пионерская организация в Ошланской школе"
Фотовыставка выпускника школы С.П. Шаклеина "Человек слвен трудом"
С.П. Шаклеин подарил школе экспозицию фоторабот. Фотоработы С.П. Шаклеина
Всероссийская фотовыставка "Отчий дом", организаванная в содружестве С.П. Шаклеина и Ошланской школы
Постоянно действующая экспозиция картин Кировского художника Андрея Широкова
Выставка "Орудия труда и предметы быта жителей Ошланского поселения" 2008 г.
Материалы о деревнях Ошланского сельского совета
Выставка "Ошланская школа: история и современность"
Предметы быта и одежда.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков ютуб