История школы
2016-2017 уч. год
Вечер встречи с выпускниками.
По традиции в первую субботу февраля в школе проводится вечер встречи выпускников. В текущем году встретились юбилейные выпуски, окончившие школу 20 и 40 лет назад. Выпускники рассказали о своём профессиональном и жизненном пути. Мы услышали от них много тёплых слов о школе и наставниках – педагогах. Выпускники преподнесли школе подарки. Выпуск 1997 года подарил макет школы, в которой целая «семья» – их класс.
Встречу организовали и провели учащиеся 11 класса под руководством классного руководителя Щелчковой Татьяны Ивановны. Большую помощь в подготовке оказали выпускники 1977 года Будина Людмила Алексеевна и Жулдыбина Татьяна Александровна. Н вечере прозвучали песни в исполнении солистов, ансамбля «Яблонька», увидели танцы сельского Дома культуры.
2016 год.
С 21 по 25 июня в Ошланской школе работала областная исследовательская экспедиция «Я - географ». Учащиеся из Кировского лицея естественных наук, Вятской православной гимназии, Кирово-Чепецкого лицея, школы № 6 г. Кирово-Чепецка, школ Богородского района под руководством кандидата педагогических наук, доцента ВГУ Русских Галины Анатольевны вели полевые исследования, изучали родной край. Работа экспедиции стала возможна благодаря победе проекта в конкурсе, организованном русским географическим обществом.
2015 год. Вечер встречи выпускников.
Выпускники 1985 года.
Житель Ошлани Конышев Владимир Николаевич принёс в музей фотографию учеников школы конца 1930-х годов. Среди них есть и его отец, участник Великой Отечественной войны Конышев Николай Тимофеевич.
2014-2015 учебном году в школе обучается на 1 сентября 29 учащихся. Самый большой класс - первый - 5 человек: Буторина Алёна, Елькина Елизавета, Софоян Левон, Исупов Дмитрий, Шумихина Ангелина. В школе нет 11 класса.
2013-2014 уч. год В школе 31 учащийся. Первый звонок подают ученицы 1 класса Кропачева Полина и Асанова Алина и ученица 11 класса Суровцева Алекссандра
В 2011 году школу посетил губернатор Кировской области Никита Юрьевич Белых. Школа обратилась за помощью в ремонте. Летом был сделан капитальный ремонт, 1 сентября состоялась торжественная линейка с приглашением гостей.
Современное состояние школы 2010 год
Спортзал почти не изменился с 1981 года. Фото 2010 г.
Верхняя рекреация в 2010 году (до капитального ремонта). картины кировского художника А.Широкова
Верхняя рекреация. Выставка фотохудожника С. Шаклеина
Столовая на 32 места 2010 г.
Кабинет химии. учитель Трухина Людмила Борисовна 2010 г.
История школы в 1869-1917 годах
История открытия и строительства здания школы (из исследовательской работы Ашихминой Валерии)
Во 2 половине 19 века произошёл подъём культуры, вызванный успехами в развитии хозяйства, социальной жизни, политике. Возникла потребность в грамотных людях. В 1864 году была проведена земская реформа, по которой органы местного самоуправления – земства получили право открывать школы. По всей России стали открываться школы.
1 марта 1869 года была открыта школа в селе Ошлань. В докладе Нолинской земской уездной управы третьему очередному уездному собранию о народном образовании об этом говорилось так: «Вместо же Верховойско-Ильинской Управою уже открыта 1 марта настоящего года школа в селе Ошланском, находящемся в той же Таранковской волости, как и село Верховойское-Ильинское. В Ошланской школе числится уже мальчиков более 30». В этом же докладе указано, что Верховойско-Ильинская школа была закрыта потому, что в ходе ревизии в ней оказалось всего 11 мальчиков, а также не было специального помещения, и обучение детей проходило в небольшой кухне у священника. Первоначально Ошланская школа возникла как мужская, но Управою в этом же 1869 году было указано, что для большего распространения грамотности в среде женского населения нужно принимать в школы без различия мальчиков и девочек и убеждать крестьян, чтобы они не считали школу пригодной только для мальчиков. Было определено и жалованье наставникам – 100 рублей. Уездное земское собрание указало, что оно слишком ограниченно и не может удовлетворить насущных потребностей самой неприхотливой жизни. Этим окладом могут довольствоваться только наставники – священники, которые обеспечены в жизни своей пастырской службой, то есть службой в церкви. Тут же было отмечено, что Управа предлагает жалованье наставников увеличить до 200 рублей в год.
Первоначально специального здания для обучения детей не было, и школа располагалась в собственном доме наставника Двинянинова и его семьи. Это было каменное двухэтажное здание.
2 июня 1896 года состоялась закладка каменного здания Ошланского училища. Для его постройки Управою было заказано крестьянину деревни Волковской Таранковской волости Степану Моисееву Рылову 90 тысяч двенадцатифунтового кирпича стоимостью 9 руб. 50 коп. за тысячу. Тот же Рылов обязался доставить 2500 пудов извести по 11 коп. за пуд. Постройка здания была поручена крестьянину Ильинской волости деревни Телёпинской Николаю Федотову Микрюкову. За каждую кубическую сажень бута и каждую тысячу кирпича ему платили по 4 руб. 20 коп. В сооружении училища принимали участие разных деревень и разных сословий это купцы из Нолинска Я. Н. Зыкин, Брызгалов, торговцы А. И. Игонин, П. И. Селиванов, торговцы из села Ошлань Иван Иванович Снигирёв, Константин Селивановский, Василий Суднев. Крестьяне деревни Дымковской Афанасий Лукич Харин доставил 20 деревьев, за что ему заплатили 7 рублей 75 копеек. Крестьянин деревни Захватаевской Исидор Беляев доставил 50 деревьев за 17 рублей 15 копеек. Учитель Ошланской школы М. Е. Пешков привёз 372 пуда извести стоимостью 37 рублей 20 копеек. При новом здании училища из саманного кирпича был выстроен погреб для хранения овощей и покрыт соломой, пропитанной глиной по способу Новгородского земства. Общее руководство строительством осуществлял Пестриков Андрей Тимофеевич, член Нолинской земской управы, гласный от Богородского сельского общества, 10 лет занимавший должность заступающего места председателя управы. На строительство школьных зданий был предоставлен кредит и средства страхового капитала. В 1898 году работы по сооружению здания были окончены. Здание располагалось примерно в 500 м. к юго-западу от церкви.
В начале XX века также большое внимание уделялось обучению детей и взрослых грамоте и воспитанию, главной целью которого было укрепление веры и благочестия в сердце народа. В «Журнале Нолинского земского уездного собрания» за 1904 год было отмечено, что «русский народ безграмотен, русская страна – страна богатая, но русское государство – государство бедное, так как благодаря невежеству населения оно не может как следует пользоваться природными богатствами». Просвещение осуществлялось посредством открытия школ, библиотек, выпуска газет, организации воскресно-повторительных курсов. Поэтому в начале 20 века учащихся было больше, и дети занимались в двух зданиях школы: для мальчиков и девочек. Одно здание - специально построенное в 1898 году, второе (по воспоминаниям Ашихминой Ф. С.) находилось на месте современного дома культуры, на улице Кирова. В нём учились девочки. В 1912 году школа стала смешанной, где учились вместе мальчики и девочки.
Условия обучения и контингент учащихся школы
С начала основания до конца XIX века, как отмечено в отчётах Нолинской уездной земской управы за 1879 – 1880 учебный год, училище располагалось в здании, не принадлежащем земству, а нанятом им земством за 100 рублей в год. Отопление и прислуга были от хозяина квартиры. Освещение керосиновое, земское, обходилось до 3-х рублей в год, отопление печное. При училище имелось общежитие, нанятое земством за ту же сумму. Учащиеся из деревень жили в селе в училищном помещении (28 человек), у обывателей (23 человека), 5 человек уходили ежедневно домой, в особо нанятых квартирах никто не проживал.
После строительства специального двухэтажного каменного здания условия обучения детей улучшились. На первом этаже нового здания стало располагаться общежитие, которое занимало 3 комнаты. На втором этаже располагалось 4 учебные комнаты, самая большая имела площадь около 37 кв. м., другие – чуть меньше. В здании было тоже печное отопление, находилось 2 русских печи и 7 голландских.
По свидетельству инспектора народных училищ господина Попова, в 1903 году было отмечено, что в Ошлани и других населённых пунктах имеются смешанные училища ведомства министерства народного просвещения, располагающие обширными и благоустроенными квартирами, способными вместить всех желающих учиться.
Учебных предметов в трёхклассном земском училище было не так много. Детей учили арифметике, Закону Божию, чтению, письму. Давали знания по землеведению, мироведению, отечествоведению, истории, естествознанию в применении к сельскому хозяйству. Книг было немного, несколько учеников учились по одному учебнику. Писали чернилами деревянными ручками с металлическим пером. Ручки носили в деревянных пеналах. Чернила держали в чернильницах.
Учащиеся были из разных селений: того в котором учились – 3 мальчика, 2 девочки, находящемся на расстоянии 1-5 вёрст от училища – 18 мальчиков и з девочки, на расстоянии 5 – 10 вёрст – 31 мальчик, 4 девочки (данные на 1879-1880 уч. г.).
В отчётах Нолинской уездной земской управы за 1879 – 1880 учебный год указано, что в приходе, где находится училище 39 селений, 3 379 человек, в селе Ошлань было 39 домов, в них мужчин 74, женщин 83. В волости (Таранковской), где находилось училище насчитывалось 12 614 человек (5 703человека мужского пола и 6 911 женского). Поэтому школу посещали дети не только из Ошлани и Таранков, но и из других селений, даже не относящихся к Ошланскому приходу и Таранковской волости. В отчёте указано, что детей из других приходов было 5 мальчиков и 2 девочки, из других волостей 6 мальчиков и 2 девочки. Из этого прихода было 47 мальчиков и 7 девочек, из этой же волости - 46 мальчиков и 7 девочек. В ведомости № 2 указано, что в 1879 – 1880 учебном году всего обучалось 61 человек, из них 52 мальчика и 9 девочек[3.8]. Возрастной состав следующий:
Возраст | Количество мальчиков | Количество девочек |
7 лет и менее | 2 | нет |
8 лет | 7 | 3 |
9 лет | 14 | 3 |
10 лет | 12 | 1 |
11 лет | 3 | 1 |
12 лет | 8 | нет |
13 лет | 4 | 1 |
14 лет и более | 2 | нет |
По годам обучения это выглядело следующим образом:
Годы обучения | Количество мальчиков | Количество девочек |
1 год | 32 | 6 |
2 год | 14 | 2 |
3 год | 6 | 1 |
Учебный год начинался не с начала сентября и заканчивался в начале мая, так как дети были заняты сельскохозяйственными посевными и уборочными работами. В 1879–1880 учебном году он начался 19 сентября и закончился 1 мая, насчитывалось 138 учебных дней. Несмотря на это, дети пропускали учебные занятия по семейным обстоятельствам, по болезни, из-за неимения одежды и обуви. Например, в 1889-1890 учебном году число болевших за год по месяцам составило 1-2 человека, это были всё мальчики[3.5]. Число детей, посещавших школу в 1879–1880 учебном году более ¾ учебных дней составляло 45 (41 мальчик и 4 девочки), более ½ учебных дней посещали школу 9 человек (7 мальчиков и 2 девочки), более ¼ дней – 5 человек (3 и 2), менее ¼ - 2 человека (1 и 1)[3.8].
В 1889-90 учебном году в Ошланской школе обучалось в сентябре 39 человек, затем число учащихся увеличилось до 56, в конце учебного года осталось 50 человек. Из училища в этом году было выпущено 10 человек 11-14 лет. Среди выпущенных из школы было 4 девочки, 1 человек из духовного звания, 9 из сельских сословий.
Таким образом, Ошланские дети в конце 19 века учились во временно приспособленном помещении – каменном доме священника, а в начале 20 века - в специально построенном для обучения детей здании. Когда количество детей увеличилось, было приспособлено ещё одно деревянное здание. В школе учились дети из разных населённых пунктов прихода и волости, в основном это были мальчики.
Преподавательский состав школы и результаты её деятельности
Полных сведений о преподавательском составе школы обнаружить не удалось. Но о некоторых учителях рассказывают журналы Нолинского уездного земского собрания.
С начала основания школы её первым учителем был господин Двинянинов. В обучении ему помогала мать, священническая вдова. Уже в первый год обучения Ошланская школа показала хорошие результаты. В журнале Нолинского уездного земского собрания было указано, что наставник господин Двинянинов и его мать, помощница, священническая вдова, усвоили звуковой метод обучения грамоте и «дети у них выучиваются читать очень скоро, не более как в две недели, оттого они вполне успевают и в дальнейшем обучении» и поэтому управа считает, что их нужно поощрить и наградить особой наградой. Двинянинов работал в Ошланской школе несколько лет. Собрание X очередной сессии Нолинского уездного училищного совета, которое состоялось 6 октября 1876 года отметило положительные успехи в обучении школьников в Ошланском и других смешанных училищах. Наставник Двинянинов был награждён Министерством народного просвещения денежной премией. Школа названа в числе лучших. Указано что дети умею рассказывать самостоятельно и по тексту, пишут хотя и не бегло, но чисто и красивым почерком, соблюдая правила орфографии.
В 1879 – 1880 учебном году учителем был Мухачёв.
Удалось установить, что с 1884 по 1900 год учителем в школе работал Максим Ефимович Пешков.
Пешков Максим Ефимович – учитель и заведующий Ошланской земской школы – состоял на педагогической службе в Нолинском земстве с 3 ноября 1884 года. За всё время службы пользовался одобрением училищной инспекции. При нём в 1896-1898 г.г. было построено кирпичное здание Ошланского земского училища. После окончания строительства рядом со школой Пешкову разрешено было выстроить деревянное здание, которое он сдавал земству под фельдшерскую амбулаторию с ежегодной платой в 100 рублей. Пешков был умным и хорошим руководителем. При нём школа славилась опытным огородом, каковы были устроены всего при трёх земских училищах Нолинского уезда. Часть урожая, выращенного на опытном поле, шла на продажу. Так в 1898 г. Нолинским земством было получено от учителя Пешкова от продажи ржи и овса с опытного поля 174 рубля 50 копеек, что было по тем временам немалой суммой. В том же отчёте земства указывается, что от продажи лошади получено 25 рублей. В 1900 году М. Е. Пешков обратился в земство с просьбой оставить службу вследствие своего расстроенного здоровья, чтобы отправиться на лечение на юг России. Необходимых для лечения средств он не имел, поэтому просил выплатить арендную плату за фельдшерскую амбулаторию за три года. Уездная управа назначила Максиму Ефимовичу пособие для поездки на Юг в размере 50 рублей. Умер Пешков в 1902 году. Дом перешёл по духовному завещанию бывшей фельдшерице Ошланского медицинского пункта Софье Ивановне Шкляевой.
В конце XIX века (примерно с 1890-х годов) до самой пенсии (примерно до 1929 года) учителем начальных классов была Шкляева Александра Ивановна. Александра Ивановна родилась в 1874 году, дочь чиновника, окончила курс в Глазовской прогимназии. Жила в селе Ошлань со старшей сестрой Софьей Ивановной – заведующей Ошланским фельдшерским пунктом. Обе сестры были незамужние. До 1922 года они жили в двухэтажном большом доме, расположенном западнее школы. В 1922 году дом сгорел в результате несчастного случая. Односельчане выстроили сёстрам новый дом, собрав строительный материал всем миром. По воспоминаниям старожилов, Александра была некрасивая, но очень добрая. Одевалась не как деревенские женщины: носила городские платья, держалась с благородством. Сёстры были очень верующими. В доме было много икон, Александра Ивановна хранила церковную кассу. Она работала помощницей учительницы сначала в Богородском земском училище с 9 сентября 1887 года, затем учительницей начальных классов в д. Таранки и с. Ошлань. Работа её была отмечена уездным училищным советом как заслуживающая особого одобрения. Умерла Александра 9 декабря 1949 года в возрасте 75 лет от порока сердца. Похоронена на кладбище села Ошлань.
В 1903 году в школу пришёл учитель Михаил Иванович Полоротов, который был рекомендован земским собранием как наиболее выдающийся по своим способностям, усердию и успехам в обучении и воспитании.
В 1905 году – Е. Селивановская, работа которой была тоже отмечена как отличная.
Во второй половине XIX века стали назначаться в школы попечители и члены попечительского Совета. С 1901-1903гг. ими были земский начальник Михаил Петрович Рождественский, священник о. Алексий Чистяков, помощница учительницы Александра Ивановна Шкляева.
Успехи Ошланской школы в конце XIX – начале XX века были хорошие, например в 1879 – 1880 учебном году удовлетворительно закончили школу 52 человека, неудовлетворительно – 9 человек, 6 человек получили свидетельство об окончании курса учения, а оставивших учение или не получивших свидетельства в этом учебном году не было. И через 10 лет после своего открытия школа числилась не на плохом счету. Об этом докладывал член Нолинского уездного земского совета священник Азарий Фронтинский «…особо я должен высказаться перед собранием о тех училищах, экзамены в которых показали результаты весьма плодотворные, отрадные и утешительные с успехами очень, весьма и отлично хорошими». Среди названных училищ были: Сунское мужское, Курчумское мужское, Ошланское смешанное и другие. Эти училища были отнесены к первому разряду – числу лучших. Из отцов законоучителей отмечен с положительной стороны Ошланский Мухачёв.
В результате исследований удалось выяснить, что главными причинами успехов школы были профессионализм, усердие учителей, стремлением детей к знаниям, ответственностью детей перед родителями.
Из приведённых примеров следует, что довольно продолжительное время в школе работали учителями Двинянинов, М. Е. Пешков, А. И. Шкляева, сроки работы других учителей не установлены. Все перечисленные в работе педагоги школы отмечены за хорошую работу. В конце XIX - начале XX века школа имела высокие результаты в обучении детей.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка