История школы

Загрузка ...

2016-2017 уч. год

 Вечер встречи с выпускниками.

По традиции в первую субботу февраля в школе проводится вечер встречи выпускников. В текущем году встретились юбилейные выпуски, окончившие школу 20 и 40 лет назад. Выпускники рассказали о своём профессиональном и жизненном пути. Мы услышали от них много тёплых слов о школе и наставниках – педагогах. Выпускники преподнесли школе подарки. Выпуск 1997 года подарил макет школы, в которой целая «семья» – их класс.

Встречу организовали и провели учащиеся 11 класса под руководством классного руководителя Щелчковой Татьяны Ивановны. Большую помощь в подготовке оказали выпускники 1977 года Будина Людмила Алексеевна и Жулдыбина Татьяна Александровна. Н вечере прозвучали песни в исполнении солистов, ансамбля «Яблонька», увидели танцы сельского Дома культуры.

 2016 год.

С 21 по 25 июня в Ошланской школе работала областная исследовательская экспедиция «Я - географ». Учащиеся из Кировского лицея естественных наук, Вятской православной гимназии, Кирово-Чепецкого лицея, школы № 6 г. Кирово-Чепецка, школ Богородского района под руководством кандидата педагогических наук, доцента ВГУ Русских Галины Анатольевны вели полевые исследования, изучали родной край. Работа экспедиции стала возможна благодаря победе проекта в конкурсе, организованном русским географическим обществом.

2015 год. Вечер встречи выпускников.

Выпускники 1985 года.

Житель Ошлани Конышев Владимир Николаевич принёс в музей фотографию учеников школы конца 1930-х годов. Среди них есть и его отец, участник Великой Отечественной войны Конышев Николай Тимофеевич.

  

  2014-2015 учебном году в школе обучается на 1 сентября 29 учащихся. Самый большой класс - первый - 5 человек: Буторина Алёна, Елькина Елизавета, Софоян Левон, Исупов Дмитрий, Шумихина Ангелина. В школе нет 11 класса.

 2013-2014 уч. год В школе 31 учащийся. Первый звонок подают ученицы 1 класса Кропачева Полина и Асанова Алина и ученица 11 класса Суровцева Алекссандра

В 2011 году школу посетил губернатор Кировской области Никита Юрьевич Белых. Школа обратилась за помощью в ремонте. Летом был сделан капитальный ремонт, 1 сентября состоялась торжественная линейка с приглашением гостей.

 Современное состояние школы 2010 год
Спортзал почти не изменился с 1981 года. Фото 2010 г.

Верхняя рекреация в 2010 году (до капитального ремонта). картины кировского художника А.Широкова

Верхняя рекреация. Выставка фотохудожника С. Шаклеина

 Столовая на 32 места 2010 г.

Кабинет химии. учитель Трухина Людмила Борисовна 2010 г.


История школы в 1869-1917 годах

История открытия и строительства здания школы (из исследовательской работы Ашихминой Валерии)

Во 2 половине 19 века произошёл подъём культуры, вызванный успехами в развитии хозяйства, социальной жизни, политике. Возникла потребность в грамотных людях. В 1864 году была проведена земская реформа, по которой органы местного самоуправления – земства получили право открывать школы. По всей России стали открываться школы.

1 марта 1869 года была открыта школа в селе Ошлань. В докладе Нолинской земской уездной управы третьему очередному уездному собранию о народном образовании об этом говорилось так: «Вместо же Верховойско-Ильинской Управою уже открыта 1 марта настоящего года школа в селе Ошланском, находящемся в той же Таранковской волости, как и село Верховойское-Ильинское. В Ошланской школе числится уже мальчиков более 30». В этом же докладе указано, что Верховойско-Ильинская школа была закрыта потому, что в ходе ревизии в ней оказалось всего 11 мальчиков, а также не было специального помещения, и обучение детей проходило в небольшой кухне у священника. Первоначально Ошланская школа возникла как мужская, но Управою в этом же 1869 году было указано, что для большего распространения грамотности в среде женского населения нужно принимать в школы без различия мальчиков и девочек и убеждать крестьян, чтобы они не считали школу пригодной только для мальчиков. Было определено и жалованье наставникам – 100 рублей. Уездное земское собрание указало, что оно слишком ограниченно и не может удовлетворить насущных потребностей самой неприхотливой жизни. Этим окладом могут довольствоваться только наставники – священники, которые обеспечены в жизни своей пастырской службой, то есть службой в церкви. Тут же было отмечено, что Управа предлагает жалованье наставников увеличить до 200 рублей в год.

Первоначально специального здания для обучения детей не было, и школа располагалась в собственном доме наставника Двинянинова и его семьи. Это было каменное двухэтажное здание.

2 июня 1896 года состоялась закладка каменного здания Ошланского училища. Для его постройки Управою было заказано крестьянину деревни Волковской Таранковской волости Степану Моисееву Рылову 90 тысяч двенадцатифунтового кирпича стоимостью 9 руб. 50 коп. за тысячу. Тот же Рылов обязался доставить 2500 пудов извести по 11 коп. за пуд. Постройка здания была поручена крестьянину Ильинской волости деревни Телёпинской Николаю Федотову Микрюкову. За каждую кубическую сажень бута и каждую тысячу кирпича ему платили по 4 руб. 20 коп. В сооружении училища принимали участие разных деревень и разных сословий это купцы из Нолинска Я. Н. Зыкин, Брызгалов, торговцы А. И. Игонин, П. И. Селиванов, торговцы из села Ошлань Иван Иванович Снигирёв, Константин Селивановский, Василий Суднев. Крестьяне деревни Дымковской Афанасий Лукич Харин доставил 20 деревьев, за что ему заплатили 7 рублей 75 копеек. Крестьянин деревни Захватаевской Исидор Беляев доставил 50 деревьев за 17 рублей 15 копеек. Учитель Ошланской школы М. Е. Пешков привёз 372 пуда извести стоимостью 37 рублей 20 копеек. При новом здании училища из саманного кирпича был выстроен погреб для хранения овощей и покрыт соломой, пропитанной глиной по способу Новгородского земства. Общее руководство строительством осуществлял Пестриков Андрей Тимофеевич, член Нолинской земской управы, гласный от Богородского сельского общества, 10 лет занимавший должность заступающего места председателя управы. На строительство школьных зданий был предоставлен кредит и средства страхового капитала. В 1898 году работы по сооружению здания были окончены. Здание располагалось примерно в 500 м. к юго-западу от церкви.

В начале XX века также большое внимание уделялось обучению детей и взрослых грамоте и воспитанию, главной целью которого было укрепление веры и благочестия в сердце народа. В «Журнале Нолинского земского уездного собрания» за 1904 год было отмечено, что «русский народ безграмотен, русская страна – страна богатая, но русское государство – государство бедное, так как благодаря невежеству населения оно не может как следует пользоваться природными богатствами». Просвещение осуществлялось посредством открытия школ, библиотек, выпуска газет, организации воскресно-повторительных курсов. Поэтому в начале 20 века учащихся было больше, и дети занимались в двух зданиях школы: для мальчиков и девочек. Одно здание - специально построенное в 1898 году, второе (по воспоминаниям Ашихминой Ф. С.) находилось на месте современного дома культуры, на улице Кирова. В нём учились девочки. В 1912 году школа стала смешанной, где учились вместе мальчики и девочки.

Условия обучения и контингент учащихся школы

С начала основания до конца XIX века, как отмечено в отчётах Нолинской уездной земской управы за 1879 – 1880 учебный год, училище располагалось в здании, не принадлежащем земству, а нанятом им земством за 100 рублей в год. Отопление и прислуга были от хозяина квартиры. Освещение керосиновое, земское, обходилось до 3-х рублей в год, отопление печное. При училище имелось общежитие, нанятое земством за ту же сумму. Учащиеся из деревень жили в селе в училищном помещении (28 человек), у обывателей (23 человека), 5 человек уходили ежедневно домой, в особо нанятых квартирах никто не проживал.

После строительства специального двухэтажного каменного здания условия обучения детей улучшились. На первом этаже нового здания стало располагаться общежитие, которое занимало 3 комнаты. На втором этаже располагалось 4 учебные комнаты, самая большая имела  площадь около 37 кв. м., другие – чуть меньше. В здании было тоже печное отопление, находилось 2 русских печи и 7 голландских.

По свидетельству инспектора народных училищ господина Попова, в 1903 году было отмечено, что в Ошлани и других населённых пунктах имеются смешанные училища ведомства министерства народного просвещения, располагающие обширными и благоустроенными квартирами, способными вместить всех желающих учиться.

Учебных предметов в трёхклассном земском училище было не так много. Детей учили арифметике, Закону Божию, чтению, письму. Давали знания по землеведению, мироведению, отечествоведению, истории, естествознанию в применении к сельскому хозяйству. Книг было немного, несколько учеников учились по одному учебнику. Писали чернилами деревянными ручками с металлическим пером. Ручки носили в деревянных пеналах. Чернила держали в чернильницах.

Учащиеся были из разных селений: того в котором учились – 3 мальчика, 2 девочки, находящемся на расстоянии  1-5 вёрст от училища – 18 мальчиков и з девочки, на расстоянии 5 – 10 вёрст – 31 мальчик, 4 девочки (данные на 1879-1880 уч. г.).

В отчётах Нолинской уездной земской управы за 1879 – 1880 учебный год указано, что в приходе, где находится училище 39 селений, 3 379 человек, в селе Ошлань было 39 домов, в них мужчин 74, женщин 83. В волости (Таранковской), где находилось училище насчитывалось 12 614 человек (5 703человека мужского пола и 6 911 женского). Поэтому школу посещали дети не только из Ошлани и Таранков, но и из других селений, даже не относящихся к Ошланскому приходу и Таранковской волости. В отчёте указано, что детей из других приходов было 5 мальчиков и 2 девочки, из других волостей 6 мальчиков и 2 девочки. Из этого прихода было 47 мальчиков и 7 девочек, из этой же волости - 46 мальчиков и 7 девочек. В ведомости № 2 указано, что в 1879 – 1880 учебном году всего обучалось 61 человек, из них 52 мальчика и 9 девочек[3.8]. Возрастной состав следующий:

Возраст
Количество
мальчиков
Количество
девочек
7 лет и менее
2
нет
8 лет
7
3
9 лет
14
3
10 лет
12
1
11 лет
3
1
12 лет
8
нет
13 лет
4
1
14 лет и более
2
нет

По годам обучения это выглядело следующим образом:

Годы обучения
Количество
мальчиков
Количество
девочек
1 год
32
6
2 год
14
2
3 год
6
1

Учебный год начинался не с начала сентября и заканчивался в начале мая, так как дети были заняты сельскохозяйственными посевными и уборочными работами. В 1879–1880 учебном году он начался 19 сентября и закончился 1 мая, насчитывалось 138 учебных дней. Несмотря на это, дети пропускали учебные занятия по семейным обстоятельствам, по болезни, из-за неимения одежды и обуви. Например, в 1889-1890 учебном году число болевших за год по месяцам составило 1-2 человека, это были всё мальчики[3.5]. Число детей, посещавших школу в 1879–1880 учебном году более ¾ учебных дней составляло 45 (41 мальчик и 4 девочки), более ½ учебных дней посещали школу 9 человек (7 мальчиков и 2 девочки), более ¼ дней – 5 человек (3 и 2), менее ¼ - 2 человека (1 и 1)[3.8].

В 1889-90 учебном году в Ошланской школе обучалось в сентябре 39 человек, затем число учащихся увеличилось до 56, в конце учебного года осталось 50 человек. Из училища в этом году было выпущено 10 человек 11-14 лет. Среди выпущенных из школы было 4 девочки, 1 человек из духовного звания, 9 из сельских сословий.

Таким образом, Ошланские дети в конце 19 века учились во временно приспособленном помещении – каменном доме священника, а в начале 20 века - в специально построенном для обучения детей здании. Когда количество детей увеличилось, было приспособлено ещё одно деревянное здание. В школе учились дети из разных населённых пунктов прихода и волости, в основном это были мальчики.

 Преподавательский состав школы и результаты её деятельности

Полных сведений о преподавательском составе школы обнаружить не удалось. Но о некоторых учителях рассказывают журналы Нолинского уездного земского собрания.

С начала основания школы её первым учителем был господин Двинянинов. В обучении ему помогала мать, священническая вдова.  Уже в первый год обучения Ошланская школа показала хорошие результаты. В журнале Нолинского уездного земского собрания было указано, что наставник господин Двинянинов и его мать, помощница, священническая вдова,  усвоили звуковой метод обучения грамоте и «дети у них выучиваются читать очень скоро, не более как в две недели, оттого они вполне успевают и в дальнейшем обучении» и поэтому управа считает, что их нужно поощрить и наградить особой наградой. Двинянинов работал в Ошланской школе несколько лет. Собрание X очередной сессии Нолинского уездного училищного совета, которое состоялось 6 октября 1876 года отметило положительные успехи в обучении школьников в Ошланском и других смешанных училищах. Наставник Двинянинов был награждён Министерством народного просвещения денежной премией. Школа названа в числе лучших. Указано что дети умею рассказывать самостоятельно и по тексту, пишут хотя и не бегло, но чисто и красивым почерком, соблюдая правила орфографии.

В 1879 – 1880 учебном году учителем был Мухачёв.

Удалось установить, что с 1884 по 1900 год учителем в школе работал Максим Ефимович Пешков.

Пешков Максим Ефимович – учитель и заведующий Ошланской земской школы – состоял на педагогической службе в Нолинском земстве с 3 ноября 1884 года. За всё время службы пользовался одобрением училищной инспекции. При нём в 1896-1898 г.г. было построено кирпичное здание Ошланского земского училища. После окончания строительства рядом со школой Пешкову разрешено было выстроить деревянное здание, которое он сдавал земству под фельдшерскую амбулаторию с ежегодной платой в 100 рублей. Пешков был умным и хорошим руководителем. При нём школа славилась опытным огородом, каковы были устроены всего при трёх земских училищах Нолинского уезда. Часть урожая, выращенного на опытном поле, шла на продажу. Так в 1898 г. Нолинским земством было получено от учителя Пешкова от продажи ржи и овса с опытного поля 174 рубля 50 копеек, что было по тем временам немалой суммой. В том же отчёте земства указывается, что от продажи лошади получено 25 рублей. В 1900 году М. Е. Пешков обратился в земство с просьбой оставить службу вследствие своего расстроенного здоровья, чтобы отправиться на лечение на юг России. Необходимых для лечения средств он не имел, поэтому просил выплатить арендную плату за фельдшерскую амбулаторию за три года. Уездная управа назначила Максиму Ефимовичу пособие для поездки на Юг в размере 50 рублей. Умер Пешков в 1902 году. Дом перешёл по духовному завещанию бывшей фельдшерице Ошланского медицинского пункта Софье Ивановне Шкляевой.

В конце XIX века (примерно с 1890-х годов) до самой пенсии (примерно до 1929 года) учителем начальных классов была Шкляева Александра Ивановна. Александра Ивановна родилась в 1874 году, дочь чиновника, окончила курс в Глазовской прогимназии. Жила в селе Ошлань со старшей сестрой Софьей Ивановной – заведующей Ошланским фельдшерским пунктом. Обе сестры были незамужние. До 1922 года они жили в двухэтажном большом доме, расположенном западнее школы. В 1922 году дом сгорел в результате несчастного случая. Односельчане выстроили сёстрам новый дом, собрав строительный материал всем миром. По воспоминаниям старожилов, Александра была некрасивая, но очень добрая. Одевалась не как деревенские женщины: носила городские платья, держалась с благородством. Сёстры были очень верующими. В доме было много икон, Александра Ивановна хранила церковную кассу. Она работала помощницей учительницы сначала в Богородском земском училище с 9 сентября 1887 года, затем учительницей начальных классов в д. Таранки и с. Ошлань. Работа её была отмечена уездным училищным советом как заслуживающая особого одобрения. Умерла Александра 9 декабря 1949 года в возрасте 75 лет от порока сердца. Похоронена на кладбище села Ошлань. 

В 1903 году в школу пришёл учитель Михаил Иванович Полоротов, который был рекомендован земским собранием как наиболее выдающийся по своим способностям, усердию и успехам в обучении и воспитании.

В 1905 году – Е. Селивановская, работа которой была тоже отмечена как отличная.

Во второй половине XIX века стали назначаться в школы попечители и члены попечительского Совета. С 1901-1903гг. ими были земский начальник Михаил Петрович Рождественский, священник о. Алексий Чистяков, помощница учительницы Александра Ивановна Шкляева.

Успехи Ошланской школы в конце XIX – начале XX века были хорошие, например в 1879 – 1880 учебном году удовлетворительно закончили школу 52 человека, неудовлетворительно – 9 человек, 6 человек получили свидетельство об окончании курса учения, а оставивших учение или не получивших свидетельства  в этом учебном году не было. И через 10 лет после своего открытия школа числилась не на плохом счету. Об этом докладывал член Нолинского уездного земского совета священник Азарий Фронтинский «…особо я должен высказаться перед собранием о тех училищах, экзамены в которых показали результаты весьма плодотворные, отрадные и утешительные с успехами очень, весьма и отлично хорошими». Среди названных училищ были: Сунское мужское, Курчумское мужское, Ошланское смешанное и другие. Эти училища были отнесены к первому разряду – числу лучших. Из отцов законоучителей отмечен с положительной стороны Ошланский Мухачёв.

В результате исследований удалось выяснить, что главными причинами успехов школы были профессионализм, усердие учителей, стремлением детей к знаниям, ответственностью детей перед родителями.

Из приведённых примеров следует, что довольно продолжительное время в школе работали учителями Двинянинов, М. Е. Пешков, А. И. Шкляева, сроки работы других учителей не установлены. Все перечисленные в работе педагоги школы отмечены за хорошую работу. В конце XIX - начале XX века школа имела высокие результаты в обучении детей.

 Ошланская школа в годы Великой Отечественной войны.(по материалам исследовательской работы Чиркова Николая)Закрыть [Х] 1. Политика советского государства в годы войны

Все школы района, в том числе и Ошланская не прекращали своей деятельности в трудные военные годы. Здание бывшей земской Ошланской школыбыло приспособлено под детский дом. В нём жили дети из окружающих сёл и деревень, ставшие сиротами, и эвакуированные из Ленинграда. Поэтому для обучения было приспособлено одно двухэтажное здание – бывший дом священника, расположенный рядом с церковью. Дети учились, занимались общественной работой и выполняли посильные сельскохозяйственные работы. Уже в первый год войны был издан приказ по обучению несовершеннолетних учащихся пользованию средствами индивидуальной защиты. Из числа пионеров и комсомольцев средних школ готовили инструкторов ПВХО (противовоздушной и химической обороны), при неполных средних школах создавались группы самозащиты в составе 35 человек. Не менее 1 раза в месяц должны были проходить тренировочные учения. Все учащиеся в срок до 20 октября 1941 года должны были быть обеспечены укрытиями от осколков авиабомб, снарядов, взрывной волны путём устройства укрытий-щелей, приспособления имеющихся подвалов. Каждая школа  должна была разработать конкретный план «подробный, до мелочей, с военной чёткостью предусматривающий весь распорядок школы от момента сигнала воздушной тревоги и до отбоя». С этим планом должны быть ознакомлены все учащиеся, технический персонал и преподаватели. 1-2 раза должны были проверить на практике, как усвоили правила поведения во время воздушной тревоги. В приказе № 113 РОНО от 13 октября 1941 года говорилось: «Раздел ПВХО программы допризывной военной подготовки учащихся 8-10 классов на 1941-42 год изучать первоочередным порядком с расчётом окончания к 15 ноября с.г.». Из числа девушек 8-10 классов к 20 октября нужно было создать санитарные дружины. Во всех школах необходимо было провести беседы с учащимися 1-10 классов о средствах и способах химического нападения и защиты. Всё это было поставлено под строгий контроль. Конспекты бесед должны были просмотреть и утвердить директора и заведующие школ. В каждой школе должны  быть оборудованы военные кабинеты и уголки. В Ошланской школе в декабре 1944г. начальником РОНО было отмечено примитивное оформление уголка.

В связи с военной обстановкой приобрели «громадное значение» противопожарные мероприятия и охрана имущества. С этой целью проводилась очистка дворов и площадей вокруг школ, отопительных приборов, проверка и зарядка огнетушителей. Топка печей в летний период была разрешена только до 8 часов утра. В зимний период она должна была заканчиваться за час до начала занятий. У каждого здания было предписано иметь 4 кадки с водой, стационарные лестницы, вёдра (если не имелось железных, необходимо было изготовить деревянные). Дрова должны были складываться не ближе 35-50 метров от школьного здания. Из учащихся старших классов организовывались юношеские добровольные пожарные дружины. Техслужащие должны были ежедневно охранять школьное здание в ночное время.

Самым важным вопросом в военные годы и теперь был вопрос о всеобщем охвате детей обучением (вопрос о всеобуче). Директора и заведующие школ должны были принять срочные меры по вовлечению детей в школы. Со вновь вовлечёнными должны быть организованы занятия. В случае непосещения школы учащимися без уважительных причин директора должны были письменно сообщать в сельский совет. Они должны были завести книги прибытия и убытия учеников. Всех нуждающихся в квартирах, особенно детей фронтовиков, обеспечивали в первую очередь. Для всех учащихся организовали горячие завтраки. Директора и заведующие школ должны были лично знать условия жизни всех учащихся, которые находились в менее благоприятных условиях, и при необходимости оказать им помощь. Силами педагогического коллектива проводилась разъяснительная работа  среди населения о значении всеобуча.

В каждой школе, как и сейчас, принимался план подготовки к новому учебному году. В военные годы он включал заготовку дров, закупку подержанных учебников, план работы на земельном участке, оборудование спортплощадки, ремонт школьных зданий. То же указывается в планах и сейчас, но больше внимания уделяется летнему отдыху детей и укреплению здоровья. В годы войны об этом речи не было, так как главной задачей была задача выжить, учиться  и помогать фронту. Ошланская школа при подготовке к новому учебному 1944-45 году должна была заготовить 4 ц. верхушек картофеля (больше всех других школ в районе), приступить к вывозке навоза, организовать сбор золы и птичьего помёта, в срок до 15 марта заготовить котлованы под парники, заготовить к 15 мая полностью топлива - 140 куб. м. дров, закупить 1100 экземпляров подержанных учебников (на 2-м месте по их количеству после Хорошевской школы). План всеобуча на 1944-45 учебный год составлял 180 учащихся начальной школы и 62 ученика 5-7 классов, всего 242 человека. До каждой школы доводился план посева. В 1945 году Ошланская школа должна была посеять 3,5 га зерновых. 0,5 га картофеля, 0,3 га овощей.  По размерам посевов школа была третьей в районе, то есть она сеяла больше других школ. Школа создавала необходимые для образовательной деятельности и для победы над врагом фонды. Так в 1944-45 уч.г. денежный фонд составлял 15 000 руб., зерновой - по плану предполагалось произвести 6 ц., произвели 6,5ц., картофеля – 6 ц., было посеяно озими 1га, должно быть заготовлено валенок по плану 15 пар, заготовили 28, вещей – по плану 25, собрали 31.

В годы войны дети в школу ходили не все, так как нечего было носить и есть. Одевались все в разную одежду, формы не было. Чаще всего носили портяную одежду из грубой льняной ткани. До самых холодов ходили босиком, потом в лаптях, в ботинках, сшитых вручную из кожи зарезанных животных, ходили те дети, которые жили в более богатых семьях.  «Умирали с голоду, везде (во вех блюдах) была трава. Но жители и дети всегда были культурны и очень приветливы» - вспоминает Ашихмина Фаина Семёновна.

Из всего сказанного следует, что условия военного времени требовали внесения изменений в образовательный процесс. Усилилась противовоздушная военно-химическая подготовка учащихся и педагогов, ужесточились меры по сохранности здания и имущества школы. Большое внимание уделялось всеобщему охвату детей обучением, подготовке школы своими силами к новому учебному году и помощи фронту.

Урочная и внеурочная деятельность школы

В начале войны в нашей стране и в области были сокращены продолжительность урока, перемен, каникул и учебного года. В первый военный год занятия в 5-10 классах начинались 15 октября и в последующие годы они начинались с опозданием. Дети военнослужащих с 1 июля 1941 года освобождались от платы за обучение в 8 – 10 классах. С 1943 года возраст первоклассников был снижен с 8 до 7 лет. В 1944 году в области открылись первые группы продленного дня. Важным событием в истории народного образования были введенные постановлением СНК СССР от 21 июня 1944г. выпускные испытания в 4-х и 7-х классах и экзамены на аттестат зрелости. Десятиклассники с высокими оценками стали удостаиваться золотых и серебряных медалей. Эти изменения пришли и в наш район.

 Основными предметами в школе были русский язык и математика. В 1-2 классах начальной школы дети изучали 3 предмета: русский язык устно, русский язык письменно, арифметику. В 3-4 классах добавлялось естествознание и география, в 4 классе – история. В 5- 7 классах изучали литературное чтение, историю, географию, немецкий язык, военно-физическую подготовку, физику. В 5-6 кл. учили ботанику, в 6-7 – геометрию, в 7 классе – зоологию и конституцию.

 Использовались следующие учебники: арифметика, русский язык, книга для чтения, история, естествознание. На один класс приходилось по 5-6 учебников, а в начальной школе иногда был один учебник на весь класс, поэтому читать учились одновременно с обучением письму печатными буквами. Тетради в начале войны были, потом их запасы кончились, и писали на газетах между строк или старых бухгалтерских  и иных бумагах. Чернила были разные: в таблетках и порошковые. Их держали в чернильницах. Сначала были чернильницы-проливашки, а потом появились чернильницы-непроливашки. Куликова Маргарита Васильевна вспоминает: «Писали сажей. Чернил не хватало. Они были фиолетовые, порошковые. Поллитру мама наведёт и поставит на шкаф, чтобы не достали». «Чернила носили в пенициллиновых бутылочках. Они замерзали, и мы их отогревали. Делали даже чернила из лука, озими. У каждого были свои чернила. А настоящие чернила были  в виде круглых таблеток, учителю давали на каждый класс, но их не хватало. Свету не было, уроки зимой начинали с 10 часов. Учили уроки с коптилкой, это бутылка с фитильком. Учителю на год давали 5-6 литров керосина» - вспоминает Ашихмина Фаина Семёновна.

Обучались в две смены, так как здание школы не вмещало всех детей. Учащиеся 1-4 классов учились в первую смену, а два из 5-7 классов – во вторую смену. В классах было тесно. Стояли четырёхместные высокие парты, за которыми сидело по 12 человек. Проходы между партами были узкие.

 В школе был интернат на 30 мест, так как дети ходили в школу из отдаленных деревень. Большое количество детей (1940-41 уч.г.-187 человек, 1944-45уч.г. – 31 человек) проживало на нанятых квартирах.

 В школах области проводилась разнообразная внешкольная и внеклассная работа. В школах работали кружки юных стрелков, радистов, медицинских сестер, проводились военные игры и спортивные соревнования. В 1944 году школы Кировской области заняли первое место в стране по военно - лыжной подготовке.  Во многих районах Кировской области школьники во время войны выполняли до третьей части всех летних сельскохозяйственных работТрудились на полях и колхозных фермах и учащиеся Ошланской школы. Они ходили помогать колхозу теребить лён, копать картофель, весной и осенью собирать колоски. Кроме этого, каждому учебному заведению было дано задание по заготовке зерна, дров, валенок и других вещей для нужд самой школы и фронта. Эту работу тоже выполняли дети и  педагоги.

 В школе была и художественная самодеятельность. Ребята готовили выступления к праздникам: 7 ноября – празднику Октябрьской революции, Новому году. В школе был физкультурный зал и сцена, где проходили концерты. Как правило, к праздникам ставили спектакли. В Новый год делали костюмы из газет, разных тряпок, пакли, других материалов, ставили постановки, кормили детей горячим супом, пели и плясали под гармошку возле ёлки. 7 ноября все шли на митинг, несмотря на холодную и сырую погоду. Он  проходил на площади неподалёку от церкви.   

 Большое внимание в школах уделялось физической подготовке детей. Организовывалась работа кружков лыжников, походы и вылазки на лыжах, лыжные кроссы. Все учащиеся с 3 по 10 классы должны быть охвачены лыжными соревнованиями. Лучших заносили в школьную книгу рекордов. По каждой школе был доведён план лыжной подготовки. В Ошланской школе в 1944-45 учебном году должно быть подготовлено 60 учеников по 20-часовой программе, 10 учеников по 30-часовой, 5 инструкторов и 5 разрядников (приказ № 75 по Богородскому РОНО от 15.12.1944г.).

 Таким образом, в школе изучали самые основные предметы. Не хватало учебников, письменных принадлежностей.  Классы были переполнены, несмотря на общее сокращение численности учащихся. Главное внимание во внеурочной работе уделялось трудовой деятельности и физической подготовке.

 Количество детей, их успеваемость. 

 Сокращение мужской части сельского населения, бедственное положение многих семей, необходимость ведения домашнего хозяйства и ухода за младшими детьми сократили численность учащихся в школах Кировской области с 401 тыс. в 1940 – 41 учебном году до 18 тыс. – в 1944-45. Из начальных классов выбыло почти 8 % учащихся, из средних – 42%, из старших классов - 53%. В большей степени это коснулось сельских школ.

 В первой половине 1941года, в 1941-42, 1942-43 учебном годах в Богородском районе насчитывалось 37 школ. Из них 2 средние (Богородская и Ухтымская), 9 неполных средних и 26 начальных школ (которые возглавляли заведующие). Только учащихся начальных классов на 17 сентября 1941 года должно было обучаться 5189, но в связи с войной 436 человек не было вовлечено в обучение.

 Ошланская школа была неполной средней (семилетней) и насчитывала в семи классах более 200 человек. Количество детей к концу войны уменьшилось по причине занятости детей трудом. В военные годы количество учащихся было следующим:

 1940-41 уч.г. -  394 ученика

 1941-42 уч.г. – 289 учащихся

 1942-43 уч.г. – 236

 1943-44 уч.г. – сведений нет

 1944-45 уч.г. – 247 учащихся

 Наполняемость классов была высокая. Если сейчас в нашей школе есть классы с 2-10 учащимися, то в военные годы класс с 20 учениками не открывали. В Приказе № 108 от 25 сентября 1941 года было сказано: «В связи с ненаполняемостью 1 класса по Ошланской НСШ (43 чел.) классы слить, учительницу Касаткину перевести на работу в Вострижанскую школу заведующей». 11 февраля 1942 года в Ошланскую НСШ из-за малочисленности был переведён 5 класс Верховойской школы. 27 января 1943 года 5 класс (8 человек) и 6 класс (5 человек) той же Верховойской школы были закрыты и переведены в нашу школу. В предвоенном 1940-1941 уч. г. в нашей школе было 13 классов-комплектов, в них обучалось 394 ученика: 191 девочка и 203 мальчика. Было два первых класса, в них обучалось 69 учеников, один второй класс (43 ученика), по два третьих и четвертых классах, соответственно по 45 и 50 учащихся. В 5-7 классах обучалось 187 человек (соответственно 79, 61, 47 учеников). В 5, 6 и 7 классах было по 2 класса-комплекта. В последнем военном 1944-45 уч.г. обучалось 254 ученика, это на 140 человек меньше, чем в предвоенный год. Классов-комплектов было 10. Было три первых класса, в них 76 учеников, 2 вторых класса (42 ученика), один 3-й и 4-й классы (30 и 26 чел.) по одному 5, 6, 7 классам (41, 26, 13 учеников).  

 В первый класс приходили учиться дети разного возраста. Например, в 1940-41 уч.г. в первом классе обучалось 9 детей семи лет, 45 детей восьми лет, 10 детей девяти лет, 4 человека десяти лет, 1 учащийся одиннадцати лет и старше. Все обучавшиеся дети, в отличие от современного периода, были русской национальности и изучали свой родной язык и иностранный, сначала французский, потом немецкий.

 Очень много учащихся оставалось на второй год и даже исключалось из школы. Ставились за четверть двойки и даже единицы. Об этом и о количестве детей мы можем узнать из таблицы:

 Таблица 2.1.

Класс

Учащиеся

Оставшиеся

Исключено

1класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс

70

40

21

21

33

26

11

3

-

2

1

8

1

2

3

2

1

2

-

-

-

Всего

222

17

8

 Немало детей успевало на «4» и «5». Например, в 1944- 45 уч.г. первую четверть в первом классе на «4» и «5» закончил 21 ученик из 76.

 Всё это говорит о том, что в военные годы наполняемость классов составляла от 13 до 43 учеников. Всего в школе училось 236-289 детей. В классах обучались дети разных возрастов. Больше 17 человек оставалось на второй год обучения, 8 человек исключали из школы.

 

 

 

 

Осталосьсек.