Троицкая церковь

 

 

 

 

 

 

 

Ошланская Троицкая церковь (каменное здание) построена в 1778 году. Первые 3 церкви были деревянные. 2 сгорели от запала молнии, одна (первая) была разрушена из-за ветхости.

16.07.2015 г. Церковь после восстановительных работ.

Церковь после реставрации 16.07.2015 

Церковь после реставрации 16.07.2015

 

Церковь после реставрации 16.07.2015

 

В 2010 году с церковной колокольни под воздействием сильного ветра упал крест со шпилем, на котором он возвышался. В 2012 г. крест увезли на реставрацию. В 20 14 г. село отмечало юбилей - 350-летие со времени его основания и руководитель базового хозяйства СПК "Красное знамя " Шулаев Владимир Леонидович пообещал реставрировать холодную часть храма. В 2014 г., зимой начались работы по реставрации купола и креста. 25 мая 2015 года был освящён отреставрированный крест. В настоящее время идут ремонтные работы.

2015 г. Реставрация холодной части храма

2015 г. Реставрация холодной части храма

2015 г. Реставрация холодной части храма

2015 г. Реставрация холодной части храма

Наименование постройки

В исторических источниках: Историко-географическом статистическом описании издательства Редакции Вятских Епархиальных Ведомостей за 1912 год и Клировых ведомостях за 1830, 1861, 1915 годы Ошланская церковь именуется полностью как Троицкая церковь Нолинского уезда Ошланского села.

Местонахождение церкви.

Троицкая церковь села Ошлань находится по адресу: село Ошлань Богородского района Кировской области, улица Кирова. Она расположена на высоком правом берегу речки Мырмыг, в 500-х метрах южнее от устья реки, то есть от места впадения реки Мырмыг в реку Ошланку. Сейчас находится на юго-западной окраине села, а в 18 веке – 70-х годах 20 века это был центр села.

Историко-географическое статистическое описание за 1912 год даёт следующее описание местоположения церкви: церковь находится от Вятки в 90 верстах, от уездного центра – в 60 верстах, пароходная пристань Медведская в 73 верстах, железнодорожная станция Зуевка в 73 верстах. Волостное правление в 5 верстах при деревне Таранки. Село стоит на просёлочной дороге, идущей из Нолинского уезда в село Вожгалы и Березник.

Троицкая церковь. Вид с запада

Троицкая церковь. Вид с востока

Автор, строитель, заказчик, история создания, сроки строительства

Здание первой церкви в селе Ошлань было деревянное. Оно было построено в 1674 году, во имя Алексия Человека Божия. В писцовых книгах Воейкова за 1678 год значится «погост Ишланской, а на погосте церковь деревяна Алексия Человека Божия». Этот погост значился тогда в числе погостов  Вятского Трифонова монастыря. Здание церкви пришло в негодность из-за ветхости. 27 февраля 1727 года по челобитной Ошланского попа Феопемпта с причётниками и церковного старосты Саввы Ашихмина с приходскими людьми дана благословенная грамота на построение вместо ветхой деревянной Алексеевской церкви новой деревянной же во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь праведника Алексия. Новая деревянная церковь была закончена и освящена в декабре 1730 года. 4 июля 1749 года она сгорела от громового запаления. 19 июля было дозволено построить новую церковь. А до сооружения церкви для отправления вечерни, утрени, молебнопения и исполнения мирских треб было рекомендовано использовать часовню около церкви.  Вновь построенную церковь 26 мая 1764 года постигла та же участь. Вместо сгоревшей царским «указом от 9 июня  за № 831 разрешено устроить временную и низмянную деревянную церковь». А в июне 1772 года с благословения Варфоломея начала строиться и в 1778 году была построена каменная церковь. В 1852 году тёплая Алексеевская церковь была перестроена и значительно расширена.Её здание сохранилось до настоящего времени.

Окно церкви

В Клировых ведомостях за 1830 год указано, что церковь построена тщанием (старанием) прихожан.

При церкви были построены здания, которые имели социальное и хозяйственное значение. В 1830 году при церкви находились: деревянный ветхий дом и 19 каменных лавок. Домовой церкви в приходе не было, а близлежащими церквями были: Пророкоильинская села Верховойского в 15 верстах, Екатерининская села Курчумского в 12 верстах, Сретенская села Березенского в 12 верстах, Христорождественская села Лапугинского в 8 верстах. В 1836-1837 годах «тщанием прихожан» был построен двухэтажный каменный дом, и в 1861 году в Клировых ведомостях было отмечено, что церкви принадлежит также двухэтажный каменный «дом с деревянными при нём службами». В 1884 году для церковно и священнослужителей церковью был куплен дом у священника Александра Двинянинова, а в 1898 году тоже деревянный дом  - у священника Арсения Чистякова. В 1915 году в собственности церкви значатся 3 дома (один из них каменный) и 7 деревянных лавок. Состояние домов и надворных строений было ветхое, они требовали ремонта. Приписанных к церкви часовен и церквей, а также домов кладбищных и молитвенных на 1915 год не значилось.

Дверь с южной стороны


 Крест на колокольне

Крест упал с колокольни в 2011 году, висел на опоре, в 2012 году был снят и отправлен на реставрацию.

кому принадлежала  и как использовалась церковь

Троицкая церковь в селе Ошлань принадлежала Вятской епархии. Содержалась она не только на средства прихожан, но и на средства епархии, небольшой доход получали и от церковных лавок.

В начале 20 века штат был сокращён и состоял из 2 священников, дьякона, 2 псаломщиков, 2 просфорниц. Каждый священник обслуживал в своём приходе определённые деревни. Например, в 1830 году в подчинении одного священника были прихожане деревень:

  1. Ардаши,
  2. Голодаево,
  3. Сунцовская,
  4. Поломская,
  5. Шимино,
  6. Маркеловская,
  7. Заимская,
  8. Спудинская,
  9. Таранковская,
  10. Мырмыжская,
  11.  Над Воею рекою.
  12.  Среди прихожан были раскольники Поморского толка. Они проживали в Таранках одним двором – 5 мужчин и 8 женщин. (В записях они числились отдельно).

В подчинении  второго священника были деревни:

1.  Калининская,

2.  Остинская,

3.  Шиминская,

4.  Идоловская,

5.  Сорвижская,

6.  Брызгаловская,

7.  Пряслинская,

8.  Над ключём,

9.  Назводовская,

10.  Барановская.

Третий священник обслуживал деревни:

  1. Пеньковскую,
  2. Пашинский починок,
  3. Малую Юньгу,
  4. Белоплотовский,
  5. Большую Юньгу,
  6. Ворончихинскую,
  7. Дымковскую,
  8. Боровлянскую,
  9. Матушкинскую,
  10. Пушкарёвскую,
  11. Починок Пушкарёвский.

В церкви до конца 19 века было два престола: в холодном храме и в теплом на правой стороне. А в начале 20 века стало три престола. В холодном храме – во имя Святой Троицы. В правом приделе храма – во имя Преподобного Алексия человека Божия. В левом приделе – в честь Святых Гурия и Варсанофия Казанских чудотворцев.

Священники не только вели службы, осуществляли религиозные обряды (крещение, венчание, отпевание и т. д.), читали проповеди, вели записи в церковных книгах. Они были главными распространителями грамоты на селе.

Церковь во время и после её закрытия

В 20-е - 30-е годы церковь попала в опалу. Повсеместно церкви закрывали, а их служителей преследовали. В 30-е годы была закрыта и Ошланская Троицкая церковь.  С неё был сброшен колокол и увезён в неизвестном направлении. Свидетельница этого трагического события Ашихмина Фаина Семёновна вспоминает: «Сбрасывали колокола с церкви, когда я училась во втором классе, мне было десять лет, это был 1936 год. Все мы сбежали с уроков и спрятались в церковный амбар. Сбросили огромный колокол, были осколки, мы собирали их, думали, что золотые, так как они блестели. Иконы и иконостас уничтожали, сжигали. После закрытия церкви священники переместились жить в подвал. Они там вели службы, но очень мало. Семьи священников позднее разъехались».

Во время и после войны в церкви было зернохранилище. Зерна в нём было очень много, до половины окон, так как тогда колхозов было много, и все везли сдавать хлеб государству.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов в церкви был расположен склад продовольственных и промышленных товаров магазина районного потребительского общества (РАЙПО).

В 80-е – 90-е годы 20 века церковь была приспособлена под склад строительных материалов (досок, шифера), в ней хранили и продавали мёд с колхозной пчелопасеки. На месте трапезной находилось устройство для размола зерна. 

В настоящее время церковь принадлежит Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Природа» (бывший колхоз «Родина»). В ней находится склад строительных материалов (досок), (данные на 2007 год).

Крыша церкви с северной стороны провалилась.

Церковные перекрытия

Церковные фрески

Фреска

Фреска

Фреска

 

 Церковь в творчестве поэтов и художников

Церковь является памятником культуры села и района. Сюда приходят на экскурсию учащиеся школы и туристы из других населённых мест. Она является символом нашего села и русской деревни, вдохновляет на литературное и художественное творчество вятских поэтов и художников. В наше село приезжал писать картины кировский художник Андрей Широков, он запечатлел на них и Троицкую церковь.

Родному селу и церкви посвятил свои стихи и рисунки поэт из Псковской области, уроженец села Ошлань Ростислав Микрюков:

В смятеньи покидал село родное…

Пейзаж знакомый душу надрывал.

В тиши, среди полуденного зноя

Смотрел на церковь, но не узнавал!

 

Разрушен третий ярус колокольни

И нет ни барабана, ни креста!

На сердце стало горестно и больно –

Не спутал ли родимые места?

 

И вот: иду к селу, ищу глазами

Той звонницы величественный вид!

Без этой старой церкви нет Ошлани,

Без веры, без надежды – срам и стыд!

 

Порой мы так невежественны сами

И кто отдал церквушку ту на слом?..

Но просыпаюсь с первыми лучами –

Как хорошо, что это был лишь сон.

Выпускница школы Навалихина Александра написала о церкви:

Старая церковь, заброшены залы,

Полустёртые фрески смотрят устало,

Крест покосился, забыто былое…

Кто надглумился над святыней такою?

Кто так внезапно, не зная пощады,

Тебя обесчестил, разрушил ограды?

Кто так легко, забывая про Бога,

Колокол снял с колокольни высокой?

И ты помнишь обиды и боль разрушенья,

В этом мы виноваты, и нет нам прощения.

 

 Автор работы Чижов Николай, руководитель Карловская Н.В.

Фото Лекомцевой Е.В.



Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.